Этот отчёт писать меня побудил тот факт, что, оказывается, люди ездят по моим отчётам 2-3-хлетней давности. С тех пор кое-что поменялось, дороги стали другие, ездить стало проще.
Это будет не полноценный отчёт, а как бы инструкция, как ехать из Нарьян-Мара до Архангельска и обратно.
Итак.
Заранее мониторим ситуацию с зимниками, их состоянием, и следим за погодой. В метели на зимники выезжать бессмысленно.
Экипируемся для езды по зимникам (мощный трос не менее 10 т, лопата, канистра с бензином, тёплая одежда, походная еда, термос с чаем/кофе, и, как показывает жизнь - домкрат и баллонник, мелкие инструменты).
В Нарьян-Маре заправляемся (см. таблицу с заправками ниже). В будущем выбирайте качественные заправки, чтобы не огрести проблем с топливом в дороге. У меня указаны лукойловкие заправки - они проверены.
Выезжаем. Ехать лучше всего в солнечную погоду или ночью - лучше видно дорогу. В пасмурную погоду или в сумерки плохо видно рельеф дороги.
Проезжаем Кую, отсыпку, выезжаем на зимник. На зимнике двигаемся очень осторожно, не гоним - очень скользко, тормоза практически не работают, а кочки и ямы появляются неожиданно. Скорость движения в зависимости от состояния зимника - 20-50 км/ч.
Застряли в перемёте - не паникуем. Если машина повисла на брюхе, откапываться практически бесполезно. Достаём трос и ждём КамАЗ. Тут как повезёт, может появиться через час, а может и через пять.
На зимнике есть развилки, двигаемся по указателям или навигатору! За вешки не выезжаем, можно застрять.
Ближе к концу зимника будет Лукойловский КПП со шлагбаумом. Необходимо записаться у дежурного, процедура бесплатная, но обязательная.
Далее выезжаем на бетонку. На Харьяге есть заправка, обязательно заправляемся.
Ну а далее - пост ГИБДД на границе Коми - НАО, знак "Полярный круг" (тут делаем традиционное фото).
Доезжаем до Буровой-89, тут прямо - в Усинск, направо - Усть-Уса и Большая земля.
В Усть-Усе крутой спуск к реке с поворотом, двигаемся осторожно.
Переезжаем по льду через Печору, далее несколько километров по зимнику, дальше начинается ровная дорога, но по ней не гоним! До Акиси будет много сюрпризов в виде трамплинов и ям. Только после Акиси можно несколько прибавить в скорости.
Едем до Кожвы. Развилка, прямо - в Печору, направо - на Чикшино и Большую землю.
Но! Надо обязательно заправиться в Кожве. Заправка недалеко от развилки, но хитро спрятана. Смотрите в навигаторе. Если в Кожве заправка почему-то не работает, едем заправляться в Печору, т.к. заправок больше не будет до самой Ухты, бензина может не хватить.
Заправились, едем дальше. Проезжаем Чикшино, дальше Каджером. В Каджероме все плутают, даже с навигаторами. Это нормально.

Задача - переехать ж/д переезд и найти дорогу на Ухту.
Дальше дорога будет лесная, не очень широкая. Едем аккуратно. Населенные пункты - Талый, Рыбница, Зеленоборск, и перед Ираёлем выезжаем на асфальт.
в сам Ираёль ехать не надо, на перекрёстке сворачиваем направо (см. указатели), и едем до Малой Пёры.
Вот тут в зависимости от ситуации: если повезёт - едем прямо, по строящейся дороге через Керки, если эта дорога закрыта - налево, через ж/д переезд на серпантин.

Серпантин (он же Коми-Трофи) - это
дорога направление в очень плохом состоянии, едем медленно, долго и мучительно.
В итоге в обоих случаях выезжаем на дорогу Ухта - Вуктыл, целуем асфальт (мы на Большой земле!), поворачиваем направо и едем в город лежачих полицейских - Ухту.
В Ухте по ситуации: надо отдохнуть или есть дела - едем в город, не надо отдыхать - можно объехать город по объездной дороге.
В любом случае заправку на выезде из Ухты мы мимо не проедем. Там заправляемся и выдвигаемся в сторону Сыктывкара.
Дорога ровная, скорость можно держать приличную. Стационарных камер пока нет, но возможны засады ДПС.
Перед Емвой есть заправка, можно заправиться здесь, либо где-нибудь дальше.
От Емвы до Вогваздино дорога превращается в горный серпантин, постоянные спуски и подъёмы с крутыми поворотами. Едем внимательно и аккуратно.
В Вогваздино будет кольцевой перекрёсток. Если ехать на Котлас через Яренск, надо сворачивать направо (первый съезд с кольца), но я рекомендую перекусить в придорожном кафе (оно рядом с кольцом, но уже на ветке, которая идёт в Сыктывкар).
Раньше на Котлас ездили через Сыктывкар, Визингу и Ильинско-Подомское, но гораздо короче (300 км против 400) ехать вдоль Вычегды через Яренск.
Дорога местами с ямами, местами ровная, но много крутых поворотов, будьте внимательны.
Заправка есть в Жешарте, недалеко перед Яренском.
Перед Коряжмой будет понтонная переправа, она платная, 100 руб.
С Коряжмы едем до Котласа, там отдыхаем и подкрепляемся.
Заправок в Котласе несколько, удобная есть перед мостом.
Переезжаем по мосту Двину (весь мост в камерах, скоростной режим ограничен!), на перекрестке сворачиваем направо (в Архангельск) или налево (в Великий Устюг и Вологду).
Едем 300 км вплоть до трассы М-8. На выезде на М-8 слева будет заправка, необходимо там заправиться и дальше уже спокойно езать до самого Архангельска.
На котласской дороге и М-8 встречаются стационарные камеры, радар-детекторы их не ловят, будьте внимательны.
Еще 300 км по М-8, и мы в Архангельске.
Обратный маршрут - в обратной последовательности, заправки те же.
Таблица расстояний:Нарьян-Мар (Факел) - Харьяга (заправка) - 250 км
(из них зимник в чистом виде (от отсыпки до Харьяги) - 144 км)
Харьяга (заправка) - Усть-Уса - 166 км
Усть-Уса - Кожва - 144 км
Кожва - Ухта (через Керки) - 286 км
Ухта - Вогваздино - 249 км
Вогваздино - Котлас (через Яренск) - 305 км
Котлас - Архангельск - 600 км
Заправки Лукойл:1. Нарьян-Мар (Факел)
2. Харьяга
3. Кожва (или Печора)
4. Ухта (на выезде из города в сторону Сыктывкара)
5. Емва
6. Жешарт (перед Яренском)
7. Котлас (перед мостом)
8. Выезд на М-8 (если ехать из Котласа, будет слева на М-8)
9. Архангельск
Треки Нарьян-Мар - Печора, Печора - Ухта - Вогваздино, Вогваздино - Котлас, Котлас - Архангельск (259 кБ)